Лапа якоря для

← ЛАП-ТАЛИ — тали, которые заводятся за лапу якоря для подтягивания ее к подушке при   Ссылки на термин "ЛАПА у якоря".

С интересом прочитал в РКГ № 8 за 2009 г статью Н. Денисова "Принцип шестеренки". И как будто бы вернулся я в прекрасные и незабываемые времена рыбалок на просторах Керженца, Клязьмы, Оки, Суры и Волги, многочисленных речушек, озер и заводей.
За 40 "активных" лет у меня побывало несколько одно- и двухместных резиновых лодок: "Нырок-1", "Ветерок", "Омега", "ЛГН-2". С последней лодкой "Нырок-12" пришлось расстаться после перенесенного мною инсульта.
Сейчас я благодарен судьбе за то, что еще имею возможность ловить рыбу хотя бы с берега или со льда.
Было время, когда я использовал в качестве якорей подручные материалы: песок, кирпичи, обломки бетона. Надолго запомнились мне неприятные моменты, связанные со стеканием в лодку воды и поднятых из глубин якорей, особенно, с суррогатных. Ситуация многократно усугублялась, когда в холодную погоду приходилось сидеть на резиновой подушке.
Соглашаясь с автором статьи в том, что якоря-суррогаты применимы лишь при отсутствии, или при слабом течении воды, хочу добавить, что это замечание относится и к характеристики ветра.
Для меня эпоха якорей-суррогатов закончилась довольно быстро: коллеги по увлечению подарили мне изготовленный ими из стального прутка диаметром 8 мм разборный якорь, весивший около 800 г.
Эскиз деталей якоря представлен на рис. 1. Расстояние между вертикальными стержнями детали А вверху равно диаметру стержней, внизу стержни примыкают друг к другу. Вертикальные стержни детали Б примыкают друг к другу по всей длине.
Для приведения якоря в рабочее состояние, один из "усов" детали А пропускается в кольцо детали Б, для чего "усы" детали А разводятся в разные стороны. Когда верхняя часть детали А окажется в кольце, деталь А движением, направленным перпендикулярно ее плоскости, фиксируется в желобах, образованных вертикальными стержнями детали Б. При эксплуатации якоря выявилось что от операций сборки-разборки упругость его деталей снижается и детали не всегда плотно прилегают друг к другу. Для сохранения работоспособности якоря, я после его сборки накладывал в нижней части стержней бандаж из медного обмоточного провода. Этот якорь хорошо зарекомендовал себя в работе.
Но... Мой подарок, как и якорь автора статьи, покоится с обрывком веревки на дне Клязьмы.
разработанный и изготовленный мною позднее компактный разборный якорь, я, по совету дзержинских рыбаков, оснастил "противозацепом". Якорь, речь о котором пойдет ниже, великолепно проявил себя в, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Большой практический интерес представляли выполненные мною замеры усилий на якорной веревке. Измерения показали, что, в принципе, в качестве якорной веревки может быть применена даже капроновая нитка. Но мои глаза и "нутро" не хотят с этим соглашаться.

ЛАПА у якоря ЛАПА у якоря (Flukes, palms) — оконечности рогов якоря, служащие для забирания якорем грунта.

А вот шнур диаметром 4 мм меня вполне устраивает. Со временем шнур вытягивается, достигая толщины около 3-х мм.
Еще хочу обратить внимание читателей на незначительное "усовершенствование" мною оснастки лодок, оказавшимся очень полезным при эксплуатации лодок.
Речь идет об установке дополнительных металлических колец в проушины для бортовых веревок - по 2 кольца с каждого борта, и на нос, если таковое отсутствовало.
Наличие на лодке 5-ти металлических колец обеспечивало:
- крепление якорной веревки к лодке в двух точках;
- быструю перестановку лодки в нужном направлении по отношению к направлению течения воды;
- крепление в наиболее удобном месте садка, кормушки, страховок от бортовых удилищ и подсачека;
- быструю установку и снятие различных строповочных устройств.
Все применяемые мною веревки, в зависимости от назначения оканчивались прочными "охотничьими" карабинами или застежками, изготовленными мною из пружинной проволоки. Компактное мотовило для якорной веревки, изображенные на рис. 2, позволяет быстро отрегулировать и зафиксировать необходимую длину рабочей части веревки.
Основание 1 мотовила выполнено из листового винипласта толщиной 4 мм. Для размещения запаса якорной веревки имеются два коллектора: верхний 2 и нижний 3. К лодке или к промежуточному строповочному устройству мотовило крепится с помощью карабина 5, связанного с основанием кольцом 4. Для крепления якорной веревки в основании имеется отверстие 6, диаметр которого чуть больше диаметра веревки, по длинным сторонам основания расположены поперечные прорези 7 под якорную веревку.
Рабочий конец веревки выпускается через одну из продольных прорезей 8.
Для крепления якорной веревки основанию мотовила ее конец пропускается в отверстие 6 и на нем завязывается простой одинарный узел. Такое крепление веревки занимает минимальное место на рабочей поверхности мотовила. Применение капроновых шнуров позволяет мне взять надежные и очень компактные узлы. Завязав простой одинарный узел и надежно затянув концы шнуров, я "отрезаю" ненужную часть шнура с помощью зажженной спички. Обязательным условием, гарантирующим надежность узла, является созданием над узлом шарика из расплавленного капрона или расплющивание конца шнура, когда он находится в расплавленном состоянии.
При постановке лодки на якорь и в процессе ловли рыбы с мотовила стравливается необходимая длина веревки. Сбегающая с верхнего коллектора веревка несколькими кольцами укладывается в поперечные прорези, перекрывая оставшийся на мотовиле запас веревки, и через одну из продольных прорезей направляется к якорю.

ЛАПА у якоря — (Flukes, palms) оконечности рогов якоря, служащие для забирания якорем грунта. Самойлов К. И. Морской словарь.

Мой опыт позволяет утверждать, что постановка лодки на якорь на участках с быстрым течением воды без противозакручивающих устройств неизбежно приводит к образованию на веревке завитков, вследствие чего веревка со временем становится малопригодной к эксплуатации.
Мною испытано несколько различных конструкций противозакручивателей. Наиболее удачная из них представлена на рис. 3.
Он состоит из стержня 1 и из стальной проволоки диаметром 3 мм. С кольцом для крепления якорной веревки с одного конца и с резьбой М3 с другого. На стержень надета металлическая трубка 2 с припаянной к ней петлей 3 из стальной проволоки диаметром 2 мм для соединения противозакручивателя с другими элементами якорной системы. Свободному вращению трубки 2 вокруг стержня 1 способствует шарнирный узел в основании трубки, образованный стальными шайбами 4 и пластмассовой втулкой 5.
В собранном виде противозакручиваетль фиксируется двумя гайками М3 (поз. 6).
На якорной веревке я применю два противозакручивателя: около якоря, и между лодкой и мотовилом.
От верхнего противозакручиваетля якорная веревка двумя лучами одинаковой длины крепится к металлическим кольцам лодки, обеспечивая ее наиболее удобное и устойчивое положение на овде.
Приступая к разработке якоря, я решил обогатить себя знаниям и в области теории работы якоря и методов его расчетов.
Увы, книги, взятые мною в библиотеках, в том числе и в городе военных моряков Кронштадте, мне не помогли - ни Большая советская Энциклопедия (БЭС), ни морской энциклопедический словарь (МЭС).
Признавая, что с попыткой овладеть теоретическими основами конструирования якорей, я не справился, постараюсь изложить свой подход к проблеме, ни в коем случае не претендуя на бесспорность моих суждений.
Наиболее распространенной является Конструкция якоря с двумя лапами, как наиболее безопасная для корпуса судна.
В принципе, якорь состоит из вертикального штыря - "веретена" - со строповочным кольцом - "скобой" - для соединения с якорной цепью в верхней части и с оканчивающимся лапами "рогом" в нижней. Лапы вгрызаются в грунт, создавая "держащую силу" якоря.
Максимальное сцепление лап якоря с грунтом обеспечивается при горизонтальном положении веретена - при волочении якоря.
Практика рыбной ловли с лодки на течении показывает, что длина якорной веревки, в среднем, в 3... 5 раз превышает значение глубины, при этом угол наклона веревки к горизонту составляет от 18 до 11 градусов соответственно.
Увеличение длины веревки в определенной степени способствует увеличению держащей силы якоря, но увеличивает радиус "рыскания" лодки и может явиться серьезной помехой "соседям" по водоему.
Хочу обратить внимание читателей на очень важное обстоятельство, не всегда учитываемое рыболовами, особенно, при использовании якорей-суррогатов.
Это действие на любой якорь "архимедовой" силы. Суть ее сводится к тому, что вес тела в воде уменьшается по сравнению с весом на воздухе на величину веса вытесненной телом воды. Исходя из этого, якоря следует делать из металлов, обладающих необходимой прочностью и высоким удельным весом. наиболее подходящими из них являются чугун и сталь. Мною в качестве балласта используется свинец.
Хочу еще раз вернуться к якорям-суррогатам, не имеющим специальных элементов для заглубления в грунт.
Их держащая сила зависит, главным образом, от силы трения между якорем и грунтом. Последняя, в свою очередь, тем больше, чем больше "эффективный" вес якоря в воде, чем меньше площадь опоры якоря, чем выше шероховатость опирающейся на грунт поверхности якоря.
При использовании якорей-суррогатов все вышесказанное о противодействии течения воды приобретает особую значимость. Чем легче применяемые материалы, тем выше их "парусность" в воде, тем они менее пригодны в качестве якорей.
Мой практический совет: уж если приходится применять суррогат, то лучше применять детали из стали или чугуна. А к основанию стальной плиты неплохо бы приварить "шипы" для лучшего сцепления с грунтом.
Безусловно, жалко оставлять на дне якорь, не поддающийся подъему. Чтобы избежать потерь, полезно оборудовать якорь простым "противозацепом". Суть устройства заключается в том, что якорная веревка соединяется со строповочным кольцом якоря посредством захвата из пружинной проволоки. В обычном состоянии концы захвата раздвинуты.
При подготовке якоря к работе концы связанного с якорной веревкой захвата сжимаются и вводятся в кольцо якоря. Таким образом, якорная веревка удерживает якорь за счет упругости захвата. Конец якорной веревки соединяется с нижней частью якоря.
В обычных условиях якорь поднимается со дна находящимся в кольце якоря захватом. При зацепах якоря усилие на якорной веревке превышает усилие захвата в кольце якоря. Захват выходит из кольца и якор

Ссылки на термин "лапа якоря". для сайта или блога

Адмиралтейского якоря – 1, для якоря Холла - 2). Я же в  от иных других конструкций (скажем, Матросова, Холла) цепляется за дно не двумя, а лишь одной лапой. 8 августа 2010

Лапа У Якоря`Исторический словарь`. - лопасти, которыми заканчиваются рога якоря.