Шток якоря верхний

Транскрипкия слова: [shtok yakorya]. → ШТОК-ТАЛИ (Stock-tackle) — тали, которыми притягивается к борту шток якоря, когда он

Названия частей якоря
Якорь состоит из веретена, заканчивающегося внизу утолщённой частью — трендом. Нижняя грань тренда называется пяткой. От тренда отходят два неподвижных рога, заканчивающихся треугольными лапами с остриями — носками. На утолщение в верхней части веретена насажен анкершток, перпендикулярный плоскости лап. Выше штока веретено соединено со скобой якоря посредством болта, проходящего через отверстие в веретене. По своей конструкции адмиралтейский якорь относится к группе якорей с неподвижными лапами и штоком.
Шток якоря может быть деревянным, закрепленным постоянно, или металлическим. Деревянный шток используется на больших якорях. Он постоянно закреплен на якоре, менее долговечен, чем сам якорь, и требует бережного обращения. Металлический шток позволяет складывать якорь. В рабочем положении такой шток фиксируется чекой, а в походном - сдвигается и укладывается вдоль веретена, для чего один из концов штока, остающийся в веретене, выполняется изогнутым. Чтобы металлический шток ни при каких условиях не выпал, на концах его сделаны утолщения. История
Древнеримский деревянный якорь со свинцовым штоком и металлической рамой
Классическая конструкция такого якоря уходит корнями в древность. Двурогий якорь со штоком, стоящим поперек, известен у древних народов, в частности, древних греков и римлян. Такой якорь мог изготавливаться из крепкого дерева, целиком или с металлическими частями для большей прочности. Шток в таком случае делался тяжелым, из камня или металлов вплоть до свинца. Очень тяжелый шток был необходим для надёжной работы деревянного якоря при использовании якорных канатов из растительных волокон, которые в воде не имеют большого веса (металлические цепи были редки, они стали массово применяться гораздо позже). Якоря были весьма дороги, особенно большие или металлические, из-за чего их использовали только в случае особой нужды. Как правило, якоря размещались на корме, причем самый большой якорь берегли, и обычно пользовались небольшими, бросая из сразу по несколько штук. Роль якорей была, скорее, спасательной: ими удерживались при противных ветрах, чтобы избежать выбрасывания судна на опасный берег. Для простых стоянок вместо ценных якорей мог использоваться трос с привязанным грузом. По этой причине в античности якорь служил символом надежды и спасения.

шток якоря [shtok yakorya]. anchor stock - Русско-английский технический словарь.

Позднее якоря делались коваными из железа. Изготовление железного якоря, особенно крупного, всегда представляло серьёзную задачу и требовало большого мастерства кузнеца, так как рога и веретено ковались отдельно, а затем соединялись кузнечной сваркой. Особого внимания требовал каждый технологический этап, начиная от подбора материалов и заканчивая финишной отделкой и приёмкой. Массу тонкостей имела термообработка. Однако, несмотря на строгий контроль, облом рога из-за дефектов якоря был совершенно обычным делом. Предпринимались разные технологические ухищрения для повышения прочности (в частности, сборка ковкой из набора фигурных пластин). Разные мастера и фабриканты разных стран по-разному определяли пропорции якоря, угол развала рогов, форму лап и тому подобное. Заметный прогресс был достигнут в середине XIX века с появлением парового молота и установлением адмиралтейского стандарта. Адмиралтейский стандарт
Название «адмиралтейский якорь» появилось после больших натурных испытаний якорей, проведённых Британским адмиралтейством в середине XIX века. Потребность в испытаниях была вызвана серьёзными проблемами с надёжностью работы и качеством выделки у существовавших тогда якорей, и, как результат, ростом числа аварий. В 1852 году Адмиралтейством был принят стандарт на якоря, основанный на полученном опыте. Собственно, адмиралтейским якорем изначально назывался якорь, изготовленный по британскому адмиралтейскому стандарту 1852 года. Однако название быстро распространилось на все прочие якоря, работающие по классическому принципу. Действие якоря

Якорь Смита (англ. Smith's anchor) — якорь без штока, применяемый в английском флоте. Веретено якоря Смита выделывается заодно с трендом.

При отдаче адмиралтейского якоря он приходит в соприкосновение с грунтом сначала лапой или пяткой. Когда вытравится на грунт некоторая часть якорной цепи, якорь ложится обыкновенно плашмя на обе лапы, а шток упирается одним концом в грунт. После того как слабина якорной цепи будет выбрана и лежащая на грунте часть цепи натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу; якорь перекантуется на штоке, шток примет горизонтальное положение, а лапы станут вертикально. Шток при этом действует как рычаг. Вследствие продолжающегося натяжения якорной цепи нижняя лапа, как плуг, начнёт входить в грунт, пока веретено не ляжет на дно всей своей длиной, при этом нижняя лапа войдёт в грунт целиком. Достоинства
Приличный коэффициент держащей силы (отношение максимальной удерживающей силы к весу якоря). Он, часто, выше, чем у других якорей того же веса и выше, чем у якоря Холла.
Проверенная временем простая конструкция, отсутствие или минимум механических частей.
Хорошая работа на самых разных грунтах.
Конструкция пригодна для якорей самых разных размеров. Недостатки
Поднятый якорь опасно расположен у скулы судна
Якоря трудоёмки в обращении. Отдача требует особой сноровки. Крепление после подъёма очень хлопотно, просто поднять якорь из воды недостаточно.
Якоря не плоские, они очень громоздки. Поэтому запасной якорь приходится хранить разобранным. Его подготовка требует заметного времени и усилий экипажа, особенно если якорь большой, а условия суровы. Известны аварии, произошедшие из-за того, что экипаж в сильную непогоду не смог, когда было нужно, привести запасной якорь в рабочее состояние.
Быстрая отдача из положения по-походному невозможна, поэтому для якорной стоянки якорь нужно готовить заблаговременно. Известны аварии, когда якорь при внезапной опасности не успели быстро отдать из положения по-походному.
Якорь опасен. Известны кораблекрушения после того, как раскачивающийся якорь пробивал лапой борт. Будучи закреплен у скулы, якорь очень опасен при столкновениях, при сближениях и швартовке. Из-за сложностей работы с якорем травмировался экипаж. На мелководье, торчащая наверх вторая лапа якоря очень опасна для судов, в т.ч. и судна, отдавшего этот якорь. Известна масса аварий, в т.ч. с большими жертвами, виной которых был якорь, пробивший борт или днище при столкновениях, на качке, на мелководье.
Сложность изготовления и, одновременно, риск скрытых дефектов сильно возрастают с ростом массы якоря. Якоря, особенно большие, предъявляют особые требования к качеству материалов и квалификации изготовителя. Они не технологичны в производстве и очень дороги.
Деревянные штоки хрупки, недолговечны и повреждаются моллюсками. Железные штоки гнутся.
На грунте, одна из лап торчит вверх, якорный канат может за неё зацепиться. Якорь, запутавшийся в канате, вырывается из грунта и больше не забирает. В настоящее время
С середины XX века адмиралтейский якорь, как становой, массово не употребляется. Складные якоря с металлическим штоком сохраняются на кораблях и судах в качестве стоп-анкеров и верпов. Ссылки
Александров М. Н. Судовые устройства. — Л., 1982.
Морской словарь. — М.: Военное издательство МО СССР, 1959.
Морской Энциклопедический Словарь. — Л.: Судостроение, 1991. — ISBN 5-7355-0280-8.
Л. Н. Скрягин. Адмиралтейский стандарт // Книга о якорях. Примечания

ЯКОРЯ БЕЗ ШТОКА — якоря, обычно патентованные, не имеющие штока. Они легче убираются, ибо втягиваются целиком в клюз.

Якоря, не имеющие штока, удерживают: малые – в 2–3 раза больше своего веса  Хотя в этом не. было особой необходимости, он сделал у якоря шток (рис. 89).

Жак Ив Кусто не захотел согласиться с тем, что найденные им бруски - рога якоря. "Это штоки якорей, а не рога!"-заявил он и блестяще доказал свою точку зрения.