Якорь шлюпки

Якоря и шлюпки. Теги: галера, якорь, шлюпка.  Шлюпки. С уверенностью можно утверждать, что с XIII в., а возможно, еще и раньше, галеры по меньшей мере имели

главная
астрономия
гидрометеорология
имена на карте
судомоделизм
навигация
устройство НК
памятники
морпесни
морпрактика
протокол
сокровищница
флаги
семафор
традиции
морвузы
мороружие
новости флота
моравиация
кают-компания
Учебник по шлюпкам
Управление шлюпкой на веслах
«Весла на валек» . Команда подается после прохода линии финиша на гребных гонках и для отдания чести начальникам в торжественных случаях. По этой команде гребцы, не вставая, описанным выше способом вынимают весла из уключин, ставят их вертикально рукоятями на рыбины (валек между ног) и разворачивают лопасти вдоль шлюпки. Рукой, которая ближе к борту, обхватывают веретено так, чтобы кисть и локоть были на уровне плеча. Другой рукой берут в обхват валек на уровне пояса (смотрите рисунок). Гребцы равняются сами и выравнивают весла по загребным.
На шлюпках с распашными веслами вместо команды «Весла на валек» подается команда «Суши весла».
По команде «Весла» снова принимается исходное положение для гребли.
«Весла за борт» . Команда подается при высадке десанта вместо команды «Шабаш» для уменьшения шума и облегчения шлюпки при подходе к берегу. Гребцы сначала проводят лопасти к борту (так же, как по команде «Весла по борту»), а затем вынимают весла из уключин и сбрасывают их за борт. Весла предварительно должны быть прихвачены штертами к уключинам.
«Шабаш» . Команда подается для уборки весел. Гребцы, закончив гребок, ставят весла по траверзу шлюпки. Затем, подложив одну согнутую в локте руку под валек и нажимая другой на рукоять, вынимают весла из уключин, заносят их лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают на банки к борту, начиная с баковых. Загребные кладут свои весла последними (сверху). Затем гребцы бесшумно вынимают уключины и штертами уключин прихватывают весла к борту. Гребцы должны следить за правильной укладкой весел, обращая особое внимание на то, чтобы лопасти не оставались на планшире. Если шлюпка ошвартовалась у корабля (берега) и подлежит подъему, старшина убирает румпель и кормовой флаг, надевает на флаг чехол и кладет флаг на весла у правого борта. Загребные становятся коленями на кормовое сиденье, снимают руль и кладут его между транцевой и заспинной досками пером вниз и головкой на правый борт.
На больших шлюпках рекомендуется после заноса лопастей к носу положить их на планширь, после чего укладывать, начиная с баковых. Гребцы помогают друг другу продвигать весла в корму и укладывать их на банки.
На шлюпках с распашными веслами гребцы, закончив гребок, откидываются назад, проводят над собой рукояти весел, передают их сидящим сзади гребцам (те быстро продергивают их внутри уключин рукоятями на нос), вынимают уключины и кладут их на весла.

РАБОЧАЯ ШЛЮПКА - Суд. шлюпка, используемая для обеспечения связи с берегом и выполнения разл. рода работ на плаву — завоза якоря, окраски бортов и т. п.

На двойках и тузиках весла укладываются лопастями на корму.
Для разворота шлюпки вправо применяются команды
«Левая на воду — правая табань», «Левая на воду — правая в воду», «Левая навались — правая легче гресть» .
Для разворота шлюпки влево применяются команды
«Правая на воду — левая табань», «Правая на воду — левая в воду», «Правая навались — левая легче гресть» .
Первая из этих команд — «...табань» — применяется, когда шлюпка находится без движения. На ходу применяются команды «...в воду», «...навались» и «...легче гресть». Для ускорения поворота используется также руль.
При управлении рулем необходимо помнить, что команда «Право (лево) руля» относится к положению пера руля, а не румпеля. Например, для поворота вправо на переднем ходу руль кладется вправо, а румпель влево; для поворота влево — наоборот.
Подход к трапу (пирсу) в тихую погоду
Подходить к трапу корабля следует с кормы под углом 30—35° к диаметральной плоскости корабля. За 15—20 м от трапа (в зависимости от скорости шлюпки и ветра) старшина подает команду «Шабаш». Гребцы быстро убирают весла, следя за тем, чтобы лопасти не оставались на планшире: если весло зацепится за трап, оно может сломаться или нанести травму гребцам. Баковый и загребной швартуемого борта готовят отпорные крюки (держат их крюками вверх с наклоном к корме шлюпки), средний гребец готовит кранец.
На рисунке показан
подход к трапу корабля в тихую погоду .
Если с корабля подается конец, баковый внешнего борта принимает его и крепит шлюпочным узлом за баковую банку (при подходе к пирсу баковый и загребной внешнего борта готовят и подают фалини на пирс).
Старшина шлюпки при подходе к трапу постепенно рулем отводит нос шлюпки от трапа, а у самого трапа резкой перекладкой руля подводит корму к трапу.
По команде «Задержаться» баковый и загребной задерживают шлюпку с помощью крюков с таким расчетом, чтобы кормовое сиденье шлюпки было у нижней площадки трапа.
При задерживании шлюпки крюки должны быть обращены к корме. Нельзя
разворачивать их к носу и упираться в борт корабля, так как в этом случае клот может поранить гребца.
При погашении инерции шлюпки крюк может вырваться из рук гребца. Чтобы этого не случилось, нужно держать шток ближе к середине и, передвигая руки к клоту, постепенно гасить инерцию.
На больших шлюпках перед командой «Шабаш» подается команда «Крюк», по которой баковые гребцы берут весла на валек и, слегка стукнув лопастями друг о друга, кладут на рангоут лопастями в корму. После этого баковый швартуемого борта берет отпорный крюк.

Якоря, цепи и комплектующие Цепь якорная Якорь Холла Якорь Матросова Скоба  Надутая дежурная шлюпка "Фаворит" предназначена для спасения терпящих

Задерживать шлюпку у трапа корабля без необходимости запрещается.
Отход от трапа (пирса) в тихую погоду
Для отхода от трапа корабля или пирса последовательно подаются четыре команды «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Весла разобрать» или одна команда «Отваливай».
Если с корабля на шлюпку был заведен конец, то он отдается по команде «Отдать конец». Если при стоянке у пирса на него были поданы фалини, то предварительно подается команда «Отдать фалини».
После отваливания шлюпки от борта корабля подается команда «Весла» и затем — «На воду».
Подход к трапу корабля в свежую погоду
Подход шлюпки к трапу корабля в свежую погоду становится значительно сложнее; он требует четкости и быстроты действий всей команды.
Подходить к кораблю нужно с подветренной стороны параллельно борту корабля на расстоянии 1,5— 2 длины весла, чтобы иметь возможность грести до момента принятия с корабля конца (в свежую погоду с корабля на шлюпку обязательно подается конец). Когда шлюпка пройдет трап, старшина командует
«Баковые шабаш». Баковые убирают весла, принимают с корабля конец и крепят его шлюпочным узлом к баковой банке.
Затем подается команда «Шабаш» для остальных гребцов, и шлюпка с помощью конца и крюков подводится к трапу. Старшина должен следить за тем, чтобы шлюпка не попала под трап и гребцы не получили травмы.
Отход от трапа в свежую погоду
После выполнения задания шлюпка должна немедленно отойти от трапа. С этой целью конец, поданный с корабля, по команде «Перенести конец на загребную банку» переносится гребцами внешнего борта с баковой на загребную банку и крепится шлюпочным узлом. Во время переноса конца шлюпка удерживается у трапа с помощью отпорных крюков гребцами внутреннего борта. После переноса конца нос шлюпки удерживается у борта корабля руками или серьгой из носового фалиня, заведенной за этот конец.
Для отхода шлюпки от трапа корабля подается команда «Уключины вставить», а затем — «Протянуться». Выполнив первую команду, гребцы внутреннего борта берут конец и с силой протягивают шлюпку вперед. Когда корма шлюпки пройдет трап, старшина командует «Оттолкнуть нос, отдать конец» и кладет руль в сторону от борта корабля. Баковые отдают серьгу и крюком сильно отталкивают нос. Средний гребец убирает кранец. Загребные отдают конец, бросают его в воду и отпорным крюком отталкивают шлюпку от борта корабля. Далее подаются команды «Весла разобрать», «Весла» и т. д.
Если гребцам трудно или невозможно протянуться самим, то по приказанию вахтенного офицера шлюпку протягивают с помощью конца матросы с корабля.
При очень свежей погоде рекомендуется подходить не к трапу, а к корме корабля (на бакштов), где всегда значительно тише, чем у бортов.
Постановка шлюпки на бакштов и под выстрел
При стоянке корабля на якоре или бочке шлюпки, спущенные на воду, ставятся на бакштов или под выстрел. Для постановки на бакштов шлюпка подходит к корме корабля. С корабля на нее подается бросательный конец, с помощью которого на шлюпку выбирается бакштов. На большой волне, когда шлюпке трудно подойти к корме, бакштов подается с помощью какого-либо плавучего предмета - спасательного круга, анкерка и т. п. Привязанный к плавучему премету конец ветром сносится в сторону шлюпки.
Если на бакштов становится одна шлюпка, бакштов крепится за носовой подъемный рым шлюпки рыбацким штыком или за баковую банку выбленочным узлом Если на бакштов становятся несколько шлюпок, носовые фалини крепятся к нему стопорным
узлом. Для выхода гребцов из шлюпки после постановки на бакштов используется шторм-трап. При большой волне выходить по шторм-трапу рекомендуется в тот момент когда корабль встанет точно против волны. При необходимости с помощью бакштова шлюпка протягивается вперед. При отходе от бакштова подаются команды «Отдать бакштов (фалинь)», затем «Уключины вставить» и т. д.
Постановка под выстрел производится с учетом обстановки (ветра, волны, наличия других шлюпок). Подходить следует со стороны кормы. Старшина направляет шлюпку на свободный шторм-трап или шкентель и исходя из обстановки подает команды «Легче гресть», «Весла в воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Баковые шабаш», «Шабаш». Последняя .команда подается с таким расчетом, чтобы шлюпка по инерции подошла носом к шторм-трапу (шкентелю). Баковые, ухватившись за шторм-трап, задерживают шлюпку.
(Бакштов — растительный трос, один конец которого крепится на корме корабля, а другой подается на шлюпку. Выстрел - балка, перпендикулярная к борту корабля, служит для крепления шлюпок и посадки в них личного состава).
Принятый с корабля конец они пропускают через коуш шторм-трапа и рым носового фалиня, а затем крепят его рыбацким штыком за носовой подъемный рым или выбленочным узлом за баковую банку.
На рисунке – постановка шлюпки под выстрел .
Для уменьшения рыскливости шлюпки за бурундук выстрела

465. При посылке шлюпки с корабля на нее назначаются старшина и полное число гребцов.  475. При обходе корабля, стоящего на якоре, катер (шлюпка), огибающий

Шлюпки, рангоут, якоря. На "Бенбоу" набор спасательных средств отличался от предыдущих кораблей только наличием 48-фт

ПЛАВУЧИЙ ЯКОРЬ - Приспособление для замедления дрейфа шлюпки в случае, если гребцы не могут выгрести против волны и ветра и шлюпке негде укрыться.